9_Опиумные войны Китая — кратко и ясно о чайно-опиумной войне в Китае

> Сегодня в начале XXI века Китай с 12 трлн. долларов ВВП — вторая экономикой мира. И главным идеологическим драйвером социальных и экономических процессов в Китае, является мечта не о построении коммунизма, а идея забыть и преодолеть эпоху «века унижений», когда китайская цивилизация на длительное время была завоевана «заморскими варварами».

### Рассвет Китая

Китай на протяжении своей пяти тысячелетней истории, за счет культуры и умелой долгосрочной политической стратегии, достиг полной гегемонии в юго-восточной Азии. В начале XVIII Китай — был самой развито страной мира, с 35% мировым ВВП. Экономика Поднебесной суммарно в 2,5 раза превосходила экономику Западной Европы.

В XVIII веке Западным мир, был очарован и увлечен Востоком. Европейцы, открыли и полюбили чай, пряности, благовония, фарфор и шелк. Источником пользующихся небывалым спросом восточных товаров, был самодостаточный и закрытый Китай. Экономика Китая, как и сейчас, расцветала за счет импорта экзотический товаров, при этом европейцы могли покупать чай и шелк только за серебро, и только в одном порту – Кантоне(Гуанджоу), так как остальной Китай, был закрыт для «заморских варваров».

*Мировой ВВП*

Однако, мировая история в своем развитии стремится к балансу и изобретения, которые в Китае оказались не столь существенными, — в Европе стали драйверами технического прогресса. Порох, компас, бумага, печатный станок — стали основой индустриального и капиталистического прорыва европейских стран, которые в течении пятидесяти лет, полностью преобразовали международную ситуацию и экономически подчинили себе китайскую цивилизацию.

### Чай как фактор процветания

Главным стратегическим товаром Китая был — чай. В Британии, за одно поколение (30 лет), чай стал неотъемлемой частью культуры и фактором процветания Британской Короны. Чай, стал неожиданным драйвером развития британского общества. В дождливом и туманном климате Англии, теплый чай, был здоровой альтернативой спиртной культуре паба. И неслучайно, экономический бум Великобритании в XVIII веке, был связан с чаем, который отрезвил британское общество и стал основным товаром международной торговли.

Именно в это время, в ежедневном лексиконе английского языка появляется знаменитый афоризм: I wouldn’t do it for all the tea in China — (я не сделаю этого за весь чай в Китае). Смысл афоризма — очень точно и емко определяет статус и роль чая в британской культуре.

Следует отметить, что Китай продавал Англии грубый и не очень качественный красный чай — по европейскому стандарту черный. Черный чай благодаря сильной ферментации, не утрачивал свой вкус и свойства, во время шестимесячной морской одиссеи от Кантона, через Мыс Доброй Надежды, до Лондона. При этом, самые ценные и любимые китайцами зеленые чаи, a priori оставались в Поднебесной. Длительная транспортировка и высокая влажность сводили на нет, вкус и пользу изысканных, слабо ферментированных, зеленых чаев и улунов.

### Чайная дилемма

Британская Корона ежегодно импортировала с Китая более 10 млн. кг чая, налог с которого покрывал 2/3 содержание английского флота. Главным монополистом и бенефициантом чайных отношений с Китаем, была Ост-Индийская компания, которая за счет колонии в Индии контролировала основные торговые пути из Востока в Старый Свет.

Китай импортировал в Европу чай, шелк, пряности, предметы декоративного искусства. Но Поднебесная, была сложным экономическим партнером, — необходимо учитывать, что Китай с европейских купцов, в качестве оплаты за чай и шелк принимал только серебро.

*Рынок чая в Кантоне в начале XVIII века*

Китайская экономика была самодостаточной с минимальным экспортом и противоречила британской политики меркантилизма: максимальный – экспорт, минимальный импорт. Дух времени и отношений Англии с Китаем помогает понять ответ императора Цянь Луна британскому королю Георгу: «Поднебесная обладает всеми дарами Неба и Земли и нам ничего не надо от западных варваров.»

*Император Цянь Лун*

Плата серебром за чай — привела к торговому дисбалансу, когда практически все серебро Британской Короны уходило на импорт китайского чая. Остановить чайный бум было нереально. Чай стал главным напитком в рационе англичан, да и все морская торговля – основа британского экономического господства, держалась на импорте китайского чая.

### Индийский опиум – китайский чай

Англичане не желали оплачивать свой “Five о’clock Tea” серебренной монетой, и искали товар, который мог создать спрос в Китае аналогичный чаю в Англии. И выход был найден – индийский опиум. Ост-Индийская компания, которая обладала монополией на покупку бенгальского опиума стала контрабандой доставлять наркотик в Китай. В Поднебесной первая нелегальная партия опиума в 1,5т. была успешно и быстро реализована за серебро в 1775 году.

Новая, экономическая чайно-опиумная модель стала очень выгодной и эффективной. Китайцы покупали опиум за серебро, которым Ост-Индийская компания оплачивала китайский чай. Британия добилась двух целей: паритета в торговых отношениях с Китаем и укрепление фунта стерлинга.

Чайно-опиумная модель торговли Ост-Индийской компании, была филиграна и может служить примером организации успешного международного бизнеса. Ост-Индийская компания обладала двумя монополиями: производство опиума в Индии и импортом чая в Англию. Опиум привозили на аукционы в Мумбаи и Калькутту, где товар моментально реализовывали среди предпринимателей среднего звена и контрабандистов, которые обеспечивали бесперебойные поставки опиума на рынок Китая.

Не мешали наркотрафику сезоны тропических муссонов в Индийском океане. Филигранный парусный быстроходный клипер – совершил революцию в мореходстве и был ответом на вопрос — как быстро и эффективно доставлять товар сквозь тропический шторм.

*Чайные клипера*

Торговля опиумом окупалась с лихвой и покрывала все транспортные издержки. В 1830 году в порту Мумбаи ящик опиума стоил 130 фунтов, а в китайском Кантоне цена достигала порядка 600 фунтов. За один контрабандный рейс, быстроходный, опиумный клипер импортировал более 500 ящиков с наркотиком, и приносил чистой прибыли порядка 150 тыс. фунтов. Менее чем за пол века Ост-Индийская компания, достигла положительного торгового баланса с Китаем. Однако, только за счет контрабанды опиумом, продажи которого увеличились с 1,5 т. в 1775, до 1600 т. в 1835 году.

### Опиум от лекарства к наркотику

Необходимо понимать, что в начале системной торговли опиумом не было понятия наркозависимости. Опиум, с античных времен в Европе и на Ближнем Востоке, — был универсальным лекарственным средством. Врачи Европы и Востока использовали сок красного цветка, в качестве лекарства против лихорадки, дизентерии, бессонницы и успокоительного при сильных болях. На Востоке, экстракт опиума служил увеселительным средством и релаксантом, заменяющим вино, которое не могут пить правоверные мусульмане. С распространением табака в Старом Свете и на Ближнем Востоке – выкристаллизовывается культура курить опиум с табачными листьями. Смесь табака и опиума – мадак, была крайне популярной в Индии и на Ближнем Востоке. Содержание в сигаретной смеси морфинов не превышало 0,2% и мадак служил легким наркотиком, релаксантом.

Однако, прогресс не стоит на месте и в конце XVIII века была спроектирована технология очистки опиума, в результате которой содержание чистого морфина стала составлять 9% и опиум превращался в героин. В результате: героин в 50 раз(!) становился сильнее и опасней, нежели неочищенный опиум в мадаке. Выкуривая чистый опиум, через специальную трубку, человек надолго выпадал из жизни в мир грез и наркотических иллюзий. Несколько выкуренных трубок, очищенного опиума давали практически моментально привыкание и быстро разрушали психическое и физическое состояние здорового человека, превращая его в апатичного асоциального наркомана.

### Поднебесная в дурмане

Император Цянь Лун, осознал опиумную дилемму слишком поздно, когда Китай столкнулся с угрозой национального масштаба – тотальной наркозависимостью. В 30х годах XIX века, наркотрафик опиума в Китай достиг 5000 тонн в год (суммарное производство опиума в мире в 2015 году) и британские клиперы, с Китая вывозили уже не только чай, но и серебренные слитки. Наркозависимость охватила миллионы китайцев. Опиумный дым окутал все пространство Поднебесной: от притонов Кантона, до императорских покоев Запретного Города. Китайская империя уверено шла к своему закату. Под власть опиума попал каждый третий житель Поднебесной. Государственное управление стремительно деградировало — каждый второй солдат и чиновник были наркоманами.

Основной опиумный наркотрафик шел через коррупционные схемы местных чиновников, которым платили мало, и местная власть использовала опиум, для материального обогащения и сводила на нет все усилия по пресечению распространения опиума. Императорские указы о запрете опиума игнорировали и саботировали коррупционные, бюрократы, которые контролировали финансовые потоки наркотрафика.

Подобные публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *